Источник: ivona.bigmir.net
Фото: Марина Головнева
Ivona встретилась с прекрасной владелицей не менее прекрасного бренда Ozerianko Bags, Дашей Озерянко, чтобы расспросить о последних трендах, особенностях изготовления аксессуаров и качествах, которыми должен обладать украинский предприниматель в сфере fashion.
Даша, как получилось, что ваше хобби превратилось в профессию? Сначала вы шили для узкого круга друзей, а сейчас география продаж охватывает Европу и Америку.
– Когда я не нашла на рынке продукта, подходящего для себя, решила создать свой. Я искала оригинальные решения. Рано или поздно, когда ты делаешь качественно и с душой это замечают все. Сработало сарафанное радио и, как результат, мы стали получать заказы со стороны, которые расширили географию. Так у нас появлялись все новые и новые клиенты со всего мира. Сейчас даже сложно вспомнить страны, где нас нет.
У вас было хобби – шить сумки. Теперь у вас есть увлечения? Или вы полностью посвящаете себя развитию бренда?
– Мое хобби придумывать что-то новое. Это достаточно сложно, потому что рынок переполнен. Сейчас мы вводим новый продукт, который смежен с нашим, но мы остаемся верны коже и фишке нашего бренда ручной росписи. Мы запускаем линейку съемных брелков. Так же, их можно будет заказывать как с инициалами, так и со своими индивидуальными тематиками. Мне кажется, мое хобби это придумывать то, что я еще нигде не видела, открывать новые возможности и предлагать это рынку.
У вас за плечами такой большой опыт. Какой бы вы дали совет себе той, прежней, по развитию бизнеса? Какие бы ошибки не совершали в начале?
– Мне кажется, я б сказала: “Ты все делаешь правильно“. Сделанные ошибки значат, что я находилась в движении, приобретала определенный опыт, который позволил мне быть там где я есть сейчас. Я уверена, что убрать сейчас одну или две ошибки, которые на тот момент казались мне фатальными, я бы не достигла того успеха в той степени, который есть сейчас.
Вообще, вы человек риска или просчитываете все так, чтобы эти риски были минимальными?
– По-разному, но чаще я делаю все интуитивно и немного импульсивно. У меня есть внутренняя потребность создать, и если я ее не реализую, все будет плохо. Единственное, и самое важное, это адаптация продукта под потребности рынка. Наш большой плюс, что мы нишевый бренд, мы камерные, и очень гибкие. Мы можем позволить себе экспериментировать, выпустив один продукт, протестировать его на протяжении определенного времени, смотрим на отзывы, предложения и совершенствуем каждое следующее изделие.
Когда вы придумывали философию бренда, наверняка, вы “рисовали“ портрет своей идеальной клиентки. Какой был портрет на старте, и какой сейчас?
– Изначально, когда создавался бренд, это был человек, полностью срисованный с меня, с моими убеждениями, потребностями. Ozerianko Bags развивается и растет вместе со мной. Клиент прекрасно понимает, что ему нужно, он сдержанный, но иногда он бунтарь. Изделия нашей первой коллекции все были с крупными росписями в стиле поп-арт, диктуя тем самым потребность подбирать гардероб клиенту под изделие. Сейчас все стало более сдержанным, но бунтарство осталось. Зимняя коллекция 16/17 у нас была со съемными значками. Что это значит? Она состояла из базовых моделей в черном и болотных цветах, но если ты хочешь позабавить себя или украсить образ, бери широкий съемный ремень и добавляй значки. У нас также были съемные перфорированные карманы на рюкзаках, на которые тоже можно было добавить значки. Таким образом, при желании, ты можешь позволить себе быть дерзкой, но если тебе не разрешает наряд или ты хочешь оставить это на вечер, у тебя есть такой замечательный вариант. Сейчас мы выпускаем коллекцию, она больше посвящена новому продукту – съемным брелкам. Мы дарим свободу выбора, теперь каждый может кастомизировать изделие под свое настроение. Мне кажется, за этим вся индустрия, потому что все за смарт-потребление. Если ты покупаешь сумку, то тебе хочется не тратить деньги на десять, а иметь всего одну-две, но постоянно дополнять их новыми элементами, меняя характер и настроение.
Давайте коротко проследим эволюцию ваших сумок. С чего все начиналось и что мы имеем сейчас?
– Вначале это были клатчи простых и понятных форм, потом, в 2013 году, был отшит мой первый рюкзак. После этого начался бум рюкзаков, и до сих пор у нас это одна из знаковых моделей. Дальше мы начали экспериментировать, кастомизировать изделие под своего обладателя.
Какая ваша любимая модель сумки?
– Та, которой еще нет в моем личном гардеробе это рюкзак со съемной бахромой. Мы его разработали зимой 2015. В чем его фишка? Рюкзак имеет два ряда съемной бахромы, ее можно снимать, одевать по отдельности, заказывать дополнительные цвета и миксовать между собой. Таким образом, покупая изделие, ты получаешь минимум четыре разных образа.
Кому или чему была посвящена ваша первая сумка?
– Если отсылаться к самой первой коллекции, то я должна сказать, что по образованию искусствовед и защитила степень магистра в Национальной академии изобразительно искусства. Меня на тот момент интересовало понятное искусство поп-арт. У меня до сих пор есть отсылки к нему яркие цвета, понятные формы, известные художники.
Вы планируете коллаборацию с украинскими художниками?
– У нас уже была коллаборация с украинских художником Михаилом Деяком – одним из самых перспективных представителей молодого поколения по версии Forbes. Проект для Voloshyn Gallery был потрясающей возможностью соединить искусство, страсть и наш опыт реализации самых смелых и оригинальных проектов. Мы добавили сумкам оригинальные работы Михаила Деяка на акриловых пластинах с росписью в древней технике написания гуцульских икон на стекле. Особенность этой техники в том, что рисунок наносится в обратном порядке – начинает художник с завершающего для готовой картины штриха.
Вы видите себя в какой-то другой сфере?
– Я думала об этом. Это должно быть что-то, связанное с ручной работой, от самого начала до готового продукта. Когда ты наблюдаешь за всем циклом производства – это приносит огромное удовольствие.
В каждой работе есть рутина. У вас есть рецепт борьбы с ней?
– Мой рецепт – это профессионалы, которых ты нанимаешь. Для меня рутина – это все, что не про создание готового продукта. Для таких задач я привлекаю аутсорсные компании или отдельно взятых специалистов.
Какие вершины вы хотели бы еще покорить?
– Я хочу создать сеть шоу-румов по всему миру. Они будут не похожи на классическое представление о брендовых шоу-румов. Например, наш киевский шоу-рум находится в галерее (семейный галерейный бизнес существует с 2000 года). Бренд вырос вокруг искусства, он до сих пор существует в контексте искусства. Когда приходишь к нам, сначала проходишь много-много картин и только потом попадаешь в шоу-рум. Это наше место силы.
Какая у вас география продаж?
– У нас есть партнеры в США и Британии. Это люди, которые длительное время занимаются ритейлом. География продаж частным лицам достаточно обширная в Европе. Мы все хотим нарисовать карту нашего присутствия, но постоянно забываем. (смеется)
Раз уже зашла речь про Америку… Расскажите историю про Рианну.
– Это очень забавно. История произошла год назад. Мы сидели утром, это было первое апреля, с моей помощницей и думали, как бы повеселить людей, и мы стали вспоминать о самых классных девочках, которых бы мы хотели видеть с нашими изделиями. Нам в голову сразу пришли Рианна и FKA twigs. Было бы круто, если бы у них оказались наши одинаковые рюкзаки с единорогами. И было бы прикольно, если бы они по этому поводу поссорились. Тогда мы запостили их профили в Twitter с капелькой фотошопа, где они ругаются между собой из-за нас.Но меня поразило в этой истории то, что все клиенты и партнеры начали нас поздравлять. Я подумала: “Хотела пошутить, но доверие к бренду настолько огромное, что нам нужно добиться, чтобы это состоялось“. Мы уже не рассматриваем это как шутку или что-то недостижимое, потому что в нас верят, никто даже не засомневался. Мне лично звонили клиенты со словами: “Это правда? Я тебя поздравляю!“ На что мне приходилось отвечать: “Ну, мы пошутили. Прости, пожалуйста!“ Я была в восторге. Получилось так: это не про то, как мы пошутили, а про то, как нас вдохновили двигаться дальше и не останавливаться.
Кого бы вы хотели видеть среди звездных клиентов?
– Ну, этих двух девочек точно. Если брать, например, Украину, то многие люди, которые меня вдохновляют, уже наши клиенты. У Леры Бородиной (основательница сервиса Oh My Look!), Сабины Мусиной (соосновательница G. Bar), Оксаны Павленко (основательница и редактор The Devochki), Оли Поляковой, Ирины Демичевой (директор проекта MONATIK) есть наши изделия. Эти девушки достаточно активно двигаются по жизни, они очень интересные и я восхищаюсь их успехами. А зарубежные… Не хочу ставить себе какие-нибудь барьеры. Хочу двигаться в реальном времени.
Был ли у вас клиент с сумасшедшим капризом?
– Наш бренд – это магнитное поле нестандартности. Клиенты приходят с индивидуальными заказами, делятся своими идеями и это прет. Это наша философия – нет ничего невозможного.
Вы считаете, что у вас есть почерк? И чем вы отличаетесь от остальных брендов?
– Я думаю, что у нас есть почерк, мы узнаваемые. Во-первых, это ручная роспись по коже, которую я разработала самостоятельно в 2010 году. Мы тестировали краску со всего мира, чтобы достичь того эффекта, который сейчас есть (краска носится годами, за время первого рисунка и до сих пор, ни один не был поврежден временем, не слез, не побелел). Этот было время, когда Google не знал, что такое ручная роспись кожи. Мы – это роспись, искусство, коллаборации. На нашем счету на сегодняшний день более семи коллабораций с разными брендами. Это очень большой и ценный опыт.
Какой процесс в производстве самый сложный?
– За шесть лет их становится все меньше и меньше. Основная сложность – наличие качественных материалов: кожи и фурнитуры. Кожу мы закупаем исключительно в Италии, реже в Турции. В Украине тоже есть свои производства кожи, но по цене они не уступают итальянской, а цветовая палитра и варианты фактуры не позволяют гулять воображению. Учитывая то, что у нас есть отдельно “режим ателье“, где ты можешь прийти и заказать изделие, которое хочешь, эти моменты усложняют творческие процессы. Это, наверное, и есть самая большая сложность, когда ты представляешь определенную фактуру, модель, фурнитуру, и очень долго не можешь ее найти. Или тебе уже нужно выпускать коллекцию, а фурнитура не доезжает. Если тебе приходится контактировать с другими производствами и в других странах, это бывает очень сложно.
С какими материалами, кроме кожи, вы еще работаете?
– У нас есть практика работы с джинсом, плотными хлопковыми тканями, мехом. Нам нужно поддерживать идеологию бренда о том, что изделие будет служить долго, а кожзам, к сожалению, не про долго. Но мы ищем подходящие материалы и если найдем, то обязательно будем делать эко-коллекции. Я об этом думаю, меня это волнует, но реальность пока еще не позволяет. Еще мы работали с кружевом, пластиком… на самом деле со всем, что можно применить к созданию какого-нибудь арт-объекта.
Какой ваш любимый материал?
– Кожа. Она вечная, на нее можно наносить роспись, она позволяет тебе очень многое.
Назовите какой-нибудь неизвестный факт о себе.
– У меня есть татуировка бабочки в самом незаметном месте и никто ее не видит (смеется).
С какими украинскими брендами вы дружите? И вообще, поддерживаете ли моду на украинское?
– Да, конечно. Мы вместе развиваем рынок. Это мои партнеры, соратники, люди, которые не боятся и делают, люди, которые не просто создают что-то красивое, но и предлагают рабочие места, платят налоги, развивают экономику. Это большая социальная работа, поэтому я восхищаюсь всеми этими людьми. Иногда ты не знаешь, что тебя ждет завтра, а концу месяца вообще думаешь пойти работать на “дядю“. Запустила коллекцию, сделала съемку, раздала заплату и… В общем, предпринимателем быть сложно. Я дружу со всеми, кто стартовал со мной, стараюсь держать руку на пульсе, чтобы узнавать о новых брендах. Например, я в восторге от проекта Особняк. Это сделали мои знакомые, владельцы бренда Inside U. Они собрали под одной крышей очень много дизайнеров. Меня тоже звали, но я, к сожалению, не могу предать свое “место силы“ – галерею. Я несколько раз пыталась оттуда уйти в другое место, но поняла, что это невозможно – мы друг друга подпитываем. А еще я ношу, не снимая, украшения Лены Ястреб. Это настоящий восторг! У меня также есть друг, который создает невероятные браслеты Morza. Здесь в виде азбуки Морзе шифруешь какое-либо послание. Например, у меня зашифровано наше первое свидание с мужем.
Я люблю все бренды, которые не только о деньгах, а с какой-то миссией, посланием, которые уходят в глубину. Такие я очень люблю.
При изготовлении сумок и рюкзаков учитываете особенности физиологии человека?
– Конечно. Наш самый большой рюкзак идет с очень широкими ручками. Они мягкие и никогда не будут давить или пережимать. Иногда нас просят делать большие рюкзаки с модненькими тоненькими ручками, но мы объясняем, что это чревато последствиями и отказываемся. Как правило, мы открыто и понятно объясняем, почему делаем именно так, а не иначе. Если вы покупаете большое изделие, которое планируете нагружать, в первую очередь думайте о спине. Мы даже уточняем, носит ли человек рюкзак на одно плечо или на два. Для легкой ноши лучше использовать маленькие рюкзаки и сумки – их сложно перегрузить, а для тяжелой – большие рюкзаки и сумки с толстыми ремнями. На самом деле это серьезный расход кожи, что удорожает изделие. Все масс-маркеты, даже наши украинские, на ручках делают тоненькие полосочки, не дублируя. Она быстрее изнашивается и режет кожу, поэтому иногда есть смысл дороже заплатить, но дольше и комфортней носить.
Что будет в тренде в 2017 году?
– Мода такая демократичная… Мне кажется, 2017 о смарт-потреблении. Нужно предлагать человеку базовые изделия, которые можно непосредственно кастомизировать под себя. Для нас это съемные объекты, ручная роспись, именные тиснения. Если говори об аксессуарах, они больше про индивидуальность. К базовым вещам хочется добавить аксессуар, чтобы подчеркнуть стиль. Поэтому наши аксессуары о кастомизации, индивидуализации и конструировании.
Какими чертами характера должен обладать человек, который работает в модной индустрии Украины?
– Слабоумие и отвага – я всегда так шучу. На самом деле в Украине ничто не способствует твоему продвижению, государство никак не помогает, а только облагает непонятными налогами, максимально усложняет твой путь. Нужно быть отважным и влюбленным, ведь когда ты влюблен – ты не видишь трудностей. Чтобы дойти куда-то, нужно проделать длительный путь: сначала очертить общее, а потом по чуть-чуть двигаться. Если ты смотришь на задание в перспективе, это, правда, страшно.
Поделитесь своими планами на будущее.
– Захватить Вселенную (смеется). Я не хочу, чтобы наш бренд становился масс-маркетом, и когда говорю о сетке шоу-румов, я представляю камерные места. Все, что мы делаем, мы делаем с большой любовью. Мы вкладываем много сил в каждое изделие. Тираж у нас очень маленький (сложно даже назвать это “тиражом“, ведь многие изделия вообще существуют в единственном экземпляре). Именно поэтому я бы хотела сохранить эту идеологию, эту камерность, этот личный подход. Мы – это не “деньги-продукт-быстро“, мы общаемся с клиентами, узнаем их лучше, пытаемся понять их потребности, характер. Все люди, которые к нам приходят, – отдельные миры. Мы – определенный клуб по интересам и объединяемся вокруг любви к нестандартным аксессуарам. Эта история чуть глубже, чем просто аксессуары.